Изменения порядка налогового учета рекламы в интернете
Совет Федерации одобрил законопроект № 746277-8 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривает невозможность принятия к расходам (п. 44 ст. 270 НК) рекламу, которая:
Размещена с нарушение ст. 18.1 Закона о рекламе (несоблюдение процедуры ее маркировки в части отчетности в Роскомнадзор);
Размещена на заблокированных ресурсах;
Размещена на ресурсах иноагентов.
Данная норма существенно меняет практику учета ненадлежащей рекламы. Ведь в 1 и 3 случае речь идет именно о ненадлежащей рекламе, т.е. рекламе, не соответствующей требованиям законодательства (п. 4 ст. 3 Закона о рекламе). Долгое время суды придерживались подхода, что наличие в рекламе признаков ненадлежащей рекламы не подразумевает экономическую необоснованность данных расходов при условии, что распространенная информация отвечает определению рекламы.
Суды с 2006 г. указывали, что налоговое законодательство не связывает учет расходов на рекламу с тем, является ли она надлежащей. Более того, вынести решение о признании рекламы ненадлежащей вправе только антимонопольный орган, налоговые органы такими полномочиями не наделены.
Поэтому если размещаемая информация об организации соответствует понятию рекламы, то есть адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к организации или реализуемым ею товарам и поддержание интереса к ним (п. п. 1 - 3 ст. 3 Закона N 38-ФЗ), то, даже если она размещалась с нарушением, расходы на нее учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. С этим выводом соглашаются и многие суды (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.05.2006 N А33-25404/05-Ф02-1873/06-С1, ФАС Северо-Западного округа от 03.04.2007 N А05-8063/2006-13, Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2007 N 09АП-12635/2007-АК; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.02.2015 N Ф05-621/2015 по делу N А40-76469/14)
В 2014 г. Пленум ВАС РФ в своем Постановлении, посвященном НДС, уточнил, что невыполнение налогоплательщиком предписаний, установленных как публично-правовыми, так и гражданско-правовыми нормами, влечет неблагоприятные для него налоговые последствия только в том случае, если это прямо предусмотрено положениями Налогового кодекса РФ (п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость").
Таким образом, внесенные в НК РФ изменения делают правомерным непринятие на расходы интернет-рекламы, размещенной без маркировки и/или на ненадлежащих ресурсах. При этом в части такого условия для заблокированных ресурсов выглядит противоречиво.
Так если в отношении заблокированного ресурса нет решения о запрете размещения рекламы на нем (ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 01.07.2021 N 236-ФЗ "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации"), то невозможность принятия рекламных расходов на нем противоречит праву размещения рекламы нем. Более того, если реклама размещается на таком ресурсе, то она подлежит маркировке в рамках ст. 18.1. Закона о рекламе.
Дмитрий Григорьев 02.12.2024
скопировано 06.12.2024 с https://zakon.ru/blog/2024/12/02/izmeneniya_poryadka_nalogovogo_ucheta_reklamy_v_internete
Комментарии
Список комментариев пуст