Кто и зачем публикует фальшивые объявления об аренде квартир
Почему в интернете размещают заведомо ложные объявления о сдаче квартир и как распознать такие «обманки», рассказывает генеральный директор онлайн-сервиса объявлений «Мир квартир» Павел Луценко
Представьте, что вам нужно снять жилье. Допустим, вы живете один и можете обойтись однокомнатной квартирой. Вариант в центре — слишком дорого, в пригороде — слишком далеко; обжитой спальный район вполне подойдет. К сожалению, лишних денег у вас нет, а потому звонки в агентства недвижимости расстраивают: там говорят, что меньше чем за 30 тыс. руб. в месяц приличную квартиру в Москве не найти.
Руководствуясь принципом «Доверяй, но проверяй», вы решаете проверить это утверждение в интернете и… да вот же оно! Светлая, уютная квартира-студия площадью 40 кв. м у станции метро «Ботанический сад». То, что надо! И главное — цена: всего 18 тыс. руб. в месяц.
Вы набираете номер телефона. В ответ милая девушка на том конце провода сокрушается, что эта квартира уже сдана — буквально сегодня утром. Но у них есть еще несколько таких же ничуть не хуже и в том же районе. Нужно только продиктовать свой телефон и вам перезвонит риелтор, чтобы пригласить на показы. Вы звоните еще по нескольким объявлениям, не менее заманчивым, чем первое, но везде одно и то же: эта квартира или уже сдана, или «собственник передумал сдавать», но есть такая же, «только с перламутровыми пуговицами».
В конце концов риелтор одного из агентств помогает вам найти жилье за 30 тыс. руб. — дешевле просто нет. А та квартира за 18 тыс. руб. — ну, это была такая случайность, редкий вариант, там хозяин, видимо, плохо разбирался в рыночных реалиях, расскажет вам риелтор. После этого еще много-много месяцев вам на телефон будут поступать звонки от самых разных агентств недвижимости и частных риелторов, хотя своего телефона вы им не давали.
Были ли все эти дешевые квартиры настоящими? В точности сказать нельзя, но, скорее всего, это объявления-«обманки», с помощью которых риелторы привлекают клиентов и собирают клиентскую базу. Подобные фальшивые объявления есть везде — на интернет-площадках, в печатных изданиях, на столбах и досках объявлений. Везде они идут с низкими ценами и привлекательными фотографиями, которые бросаются в глаза. Особенно распространен такой прием на рынке аренды.
Грешат этим и мелкие агентства, и крупные, и частные риелторы — чаще всего подобное происходит на рынке аренды квартир. Прием старый как мир, но необычайно эффективный. «Фантом» представляет собой или уже отработанный, то есть сданный в аренду объект, или вовсе несуществующий: фото кухни может быть взято из одной квартиры, снимок спальни — из другой. Цена у таких «обманок» обычно существенно ниже рыночной — в полтора или в два раза. В отдельных случаях в объявлениях-фальшивках указано, что вместо платы арендатор должен будет кормить кошку или поливать цветы — риелторы объясняют это тем, что так просил хозяин, который в отъезде.
Главный девиз риелтора — «Информация о клиенте любой ценой». Стоит позвонить по такому объявлению и оставить свои координаты — и вы на крючке. Вам будут звонить, причем не только из того агентства, куда вы обращались, но и из других: клиентскими базами торгуют, поэтому номера телефонов вскоре становятся известны сотням людей.
В нашей истории человек в итоге нашел себе квартиру — хоть и не дешево, а по самой что ни на есть рыночной цене. Агентство оказалось хорошим, риелторы честными. А вот нечестные сразу не скажут, что объекта нет на рынке: вместо этого они предложат подъехать в офис и там будут настойчиво предлагать подписать договор «на информационные услуги». Очень удобно для мошенников: клиент платит 6–8 тыс. руб. и получает базу квартир с телефонами и очень доступными ценами. Фишка в том, что база эта старая и ни один телефон не ответит, а если и ответит, то на том конце провода объяснят: квартира давно сдана или предлагается совсем по другой цене. Недоумевающий клиент приходит в агентство, где ему вручают новую базу той же степени достоверности — и все начинается сначала.
Чаще всего на такую уловку покупаются приезжие, не знакомые с порядком цен в новом для себя городе. Пока они купят местную сим-карту и сориентируются, фирма успеет съехать. Бывает, такие компании-однодневки сидят неделю в одном офисе, неделю в другом. Характерный признак их убежищ — расположение в промзоне со строгим пропускным режимом или со сложной системой входа, включающей глазок и коды. Если клиент придет скандалить, он просто не войдет внутрь — на проходной завода нужно предъявлять паспорт, а все фамилии облапошенных клиентов у ловких деятелей записаны: они ведь уже заключили договор об «информационных услугах». Обращаться в суд тоже бесполезно — юридически здесь все чисто.
Чтобы не оказаться в такой ситуации, никогда не платите риелтору прежде, чем найдете с ним реальный вариант, увидите паспорт хозяина и заключите договор — только не об «информационных услугах», а об аренде квартиры.
Бывает и так: одни агенты «воруют» клиентов других, как правило, более солидных риелторских компаний. Такие дельцы размещают объявления о сдаче чужих квартир с более низкой ставкой, приводят потенциального съемщика к хозяину, а тот и говорит: «Эта квартира сдается не за 40, а за 60 тыс. руб.». Часто арендатору жаль потраченного времени и сил либо он уже свыкся с мыслью, что будет жить именно здесь, — и платит. Бывает и так, что клиент начинает жалеть риелтора, который успевает втереться к нему в доверие, и соглашается на новые условия.
Справедливости ради стоит сказать, что многие объекты становятся фантомами поневоле — без всякого хитрого умысла. Хорошие предложения действительно очень быстро сдаются, а информацию не всегда удается обновить быстро — поддержка электронной базы и автоматизация работы с площадками о недвижимости требует определенных затрат. Небольшие агентства обычно не могут себе этого позволить.
Доля объявлений-призраков в общем объеме рекламы достигает 3–5%. Распознать и отсеять их очень сложно. У онлайн-сервисов одновременно представлены миллионы объявлений — проверить их все невозможно. Кроме того, бывает, что звонка недостаточно, чтобы распознать объявление-фантом: риелтор может уверять клиента, что квартира существует и сдается, чтобы тот прочнее «сел на крючок». Чтобы доподлинно все проверить, базам объявлений пришлось бы просматривать каждую сдаваемую квартиру.
Блокировать и удалять из базы объявления со слишком низкой ценой тоже было бы неправильно — ведь объект может оказаться вполне реальным. К тому же слишком низкая цена — понятие растяжимое. Тем не менее многие онлайн-сервисы блокируют недобросовестных агентов по сигналам от пользователей, которые звонят и предупреждают службу поддержки об «обманках». Распознать объявления-фальшивки можно и своими силами: просто сравните представленную стоимость со средними ценами в этом районе. Если аренда выбранной квартиры ощутимо ниже, то очень возможно, что перед вами «обманка». На рынке недвижимости поговорки про бесплатный сыр и «скупой платит дважды» особенно актуальны.
Еще одна очевидная рекомендация, которую приходится повторять снова и снова: старайтесь иметь дело с надежным крупным агентством с хорошей репутацией и большим опытом работы. У них большая база, а значит, больше вероятности найти подходящий вариант. Агента-частника можно нанимать только по рекомендации знакомых, которым доверяете. Наконец, чтобы избежать назойливых звонков от агентств и мошенников, заранее купите отдельную сим-карту в телефон и звоните по объявлениям с нее.
«Виртуальные» объекты, несомненно, засоряют информационное пространство и, к сожалению, подрывают доверие людей к риелторам. Более того, они дезинформируют тех, кто использует такие объявления при анализе ценовой обстановки. Часто арендатор думает, что его агент предлагают ему какие-то дорогие квартиры, в то время как на глаза все время попадаются объявления о дешевых. Это затрудняет работу добросовестных сотрудников агентств недвижимости и затягивает процесс подбора квартиры.
Подробнее на РБК:
http://realty.rbc.ru/news/578f35839a794761324695fd
Комментарии
Список комментариев пуст