Это странное место – коворкинг


Это странное место – коворкинг


Жизнь фрилансера противоречива. С одной стороны, можно свободно распоряжаться своим временем и работать когда захочешь, с другой – это иногда попросту негде делать. Именно для таких людей создаются специальные места – коворкинги.

В переводе с английского, коворкинг (co-working) означает «совместно работающие». Явление это достаточно новое не только по меркам относительно молодого российского бизнеса, но и в мировой практике. Первый коворкинг появился в 2005 году в США, после чего идея достаточно быстро получила популярность во всем мире.

КОМУ ЖЕ ДОМА НЕ СИДИТСЯ?

Сама бизнес-модель «офисов для одиночек» достаточно проста. Фрилансер, либо другой человек, которому работа в офисе требуется лишь эпизодически, арендует необходимое для работы пространство в коворкинг-центре, предоставляющем само место, а также оборудование и сопутствующие услуги.

К последним, из числа тех, что представляются арендатору бесплатно, чаще всего относится уборка и охрана помещения, возможность воспользоваться общей оргтехникой, интернет и единый ресепшн.

Как правило, рабочая зона коворкингов выполнена в формате Open Space. Здесь располагаются отдельные рабочие места (обычные, в виде отдельных столов с креслом и компьютером, или «объединенные» – большие столы для работы командой). Это неслучайно, поскольку еще одним декларируемым плюсом коворкингов традиционно называется возможность их посетителей свободно делиться своими идеями и помогать в решении рабочих задач.

Опыт европейских коворкингов показывает, что такая возможность привлекает, к примеру, начинающих собственные проекты программистов, стартап-команды, «одиночек», работающих в различных творческих отраслях и т. д.

«Предполагается, что подобное решение помогает талантливым предпринимателям и фрилансерам обмениваться идеями, развивать старые и создавать новые бизнес-проекты», – говорит директор департамента исследований компании Colliers International в Санкт-Петербурге Вероника Лежнева. По ее мнению, классических центров, которые предоставляют заметный объем площадей (от 200-300 кв. м), маркетируются и рекламируются в качестве коворкингов, в Петербурге совсем немного – три или четыре объекта.

Стоимость месячной аренды очень разнится в зависимости от конкретного объекта, его местоположения и перечня общих услуг. Примерный диапазон цен на месячную аренду рабочего места на таких объектах уже сформировался и базируется в границах 4-7 тысяч рублей.

Как правило, если арендатор хочет ежедневно работать на одном и том же постоянном месте (т. н. закрепленном месте), а не выбирать из тех, которые свободны, то за эту возможность придется доплатить 25-50% стоимости.

И КАК ТУТ РАБОТАТЬ?

Нередко в качестве коворкинг-центров свои помещения позиционируют арендодатели, предоставляющие площадки для встреч и проведения праздничных меропририятий, лекций, тренингов, бизнес-игр, мастер-классов и т. д. Именно поэтому разные эксперты насчитывают в Петербурге от нескольких единичных коворкингов до чуть ли ни полусотни подобных объектов.

Но объединять все их в одну группу вряд ли корректно. Бизнес-модель площадок для мероприятий принципиально иная, оплата аренды практикуется почасовая, ценник же находится на уровне аренды конференц-залов: от 500 рублей и до десятков тысяч. Верхние ценовые планки, как правило, действуют в ночное время – некоторые заведения декларируют круглосуточный режим работы.

Впрочем, даже те коворкинг-центры, которые ориентируются на предоставление стандартных мест для работы, в вечернее время очень часто превращаются в ивент-площадки – для проведения творческих мероприятий и неформальных «посиделок».

Некоторые заведения, сдающие свои площади в почасовую аренду, в том числе и для проведения деловых встреч, намеренно дистанцируются от классических коворкингов, позиционируя себя как «антикафе». Таких заведений сегодня в Петербурге уже порядка двух десятков, а стоимость часового посещения, в которую чаще всего включено лишь собственно место, на которое можно присесть, и бесплатный вайфай, в среднем составляет 100-150 рублей с человека.

Большинство «антикафе» имеют какую-либо тематическую фишку, иногда – весьма оригинальную. К примеру – «антикафе», посвященное лени и ленивцам или выполненное в интерьере старой библиотеки. Или вовсе – расположенное на крыше под открытым небом. Кто-то из владельцев таких заведений завлекает клиентов бесплатной чашкой чая или кофе, кто-то в любое время суток обещает партнеров для игры в «Мафию», в общем – полет фантазии хозяев таких заведений иногда достигает околоземных орбит.

СКЕПТИЧЕСКИМ ВЗГЛЯДОМ

Серьезные сомнения у экспертов рынка возникают по поводу рентабельности коворкинг-центров. Стоимость аренды отдельных рабочих мест здесь минимальна, к тому же заполняемость спонтанна и довольно трудно прогнозируема, длительные договоры – большая редкость. Поэтому, в отличие от традиционных БЦ, за счет обычной арендной платы коворкингам просто не выжить. Серьезный акцент приходится делать на развитие дополнительных платных услуг, которые теоретически могут быть самыми разнообразными: от юридических консультаций и сопровождения бизнеса до продажи еды и офисной канцелярии. Но для этого требуется уже принципиально новый уровень вложений в проект, трудозатрат и квалификации операторов такого объекта.

Есть и еще одна причина, по которой клиентов коворкингов в России меньше, чем в Европе. На Западе возможностью работы в удаленном доступе нередко пользуются не только фрилансеры, но и штатные сотрудники компаний.

«Европейские исследования уже довольно продолжительное время декларируют тенденцию роста числа удаленных рабочих мест, а также тенденцию к использованию одного фиксированного места в офисе несколькими сотрудниками (desk sharing)», – говорит Вероника Лежнева. При этом, по ее словам, данные веяния совсем не распространены на российском, и в частности на петербургском рынке недвижимости.

«В большой степени это связано с психологической неготовностью владельцев российских компаний предоставлять сотрудникам возможность работы на удаленном доступе», – отмечает эксперт.

Тем не менее если что-то на рынке появляется, то, несомненно, оно кому-нибудь нужно. «Думаю, в этом бизнесе многое держится на энтузиазме. Без идейных вдохновителей здесь мало что будет работать», – говорит директор департамента коммерческой недвижимости АРИН Екатерина Лапина.

Тем не менее, по ее данным, при наличии того самого энтузиазма и грамотного управления проектом такие объекты окупаются за два-три года. В первую очередь это обусловлено невысокой ценой продажи или низкой арендной ставкой, поскольку помещения, которые приспосабливают под коворкинги, чаще всего находятся в отдалении от наиболее популярных локаций. Да и состояние таких площадок оставляет желать лучшего.

Под проекты арт-пространств и коворкингов используются трудносдаваемые объекты – площадки, которые уже давно находятся на рынке, но до сих пор были никому не интересны. И то, что они все-таки получают шанс найти своего, пусть и не слишком обычного арендатора, большой плюс как для рынка, так и для города в целом.

http://www.gazeta.bn.ru/

Комментарии

Список комментариев пуст


 
^ Наверх