ФНП пояснила нотариусам новеллы законодательства о договорах условного депонирования и публичного депозитного счета
Федеральная нотариальная палата разъяснила вступившие в силу с 1 июня 2018 года изменения в законодательстве, касающиеся заключения договора публичного депозитного счета, а также деятельности нотариусов как эскроу-агентов (Федеральный закон от 23 мая 2018 г. № 120-ФЗ "О внесении изменений в статью 327 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации", Федеральный закон от 23 мая 2018 г. № 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате", Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 212-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В письме, в частности, обращено внимание на следующее (письмо Федеральной нотариальной палаты от 20 июня 2018 г. № 3041/03-16-3).
Под эскроу (условное депонирование) понимается такой способ исполнения обязательства, когда имущество передается через пользующееся доверием третье лицо (эскроу-агента).
Нотариус, которому имущество передается на депонирование на основании совместного заявления сторон обязательства или заявления должника, основанного на нотариально удостоверенной сделке, выполняет функции эскроу-агента, а к отношениям, возникающим в связи с такой передачей, применяются правила гражданского законодательства об эскроу-агенте (в части, не урегулированной Основами законодательства РФ о нотариате).
Выполняя функции эскроу-агента, нотариус выступает гарантом исполнения обязательств депонента и проведения расчетов между сторонами соглашения, однако непосредственно стороной сделки не является.
Соответственно, для целей передачи нотариусу имущества на депонирование договор эскроу не заключается. А объем информации, необходимой для депонирования, нотариус устанавливает из соответствующего заявления сторон обязательства или заявления должника, основанного на нотариально удостоверенной сделке.
Отсутствие возможности обеспечения сохранности движимых вещей, передаваемых нотариусу на депонирование, является основанием для отказа в совершении нотариального действия.
В целях депонирования денежных средств нотариус обязан открыть публичный депозитный счет.
Зачисление собственных средств нотариуса на такой счет не допускается.
ФНП напомнила, что открыть публичный депозитный счет нотариусы должны были до 29 июня 2018 года. Причем сделать это нужно было вне зависимости от факта обращения заинтересованных лиц за совершением нотариального действия по депонированию имущества.
Также ФНП напомнила, что такой счет может быть открыт только в российских кредитных организациях, величина собственных средств которых составляет не менее чем 20 млрд руб. Причем банки, удовлетворяющие указанному требованию, не вправе отказать нотариусу в заключении договоров публичного депозитного счета.
Если нотариусу стало известно или должно было стать известно о том, что величина капитала банка, в котором у него открыт данный счет, составила менее указанной суммы, то он в течение месяца должен закрыть счет в этом банке и перечислить все средства с него на иной свой публичный депозитный счет в другом банке, отвечающем установленным требованиям. Мониторинг банков, соответствующих указанным требованиям, осуществляется самим нотариусом.
Принятие нотариусом безналичных денежных средств на депонирование, а также их передача кредитору осуществляется на основании соответствующего распоряжения нотариуса. При этом, как разъяснила ФНП, отсутствие утвержденной Банком России формы такого распоряжения, не может является основанием для неисполнения своих обязанностей как банком, так и нотариусом.
Также в письме приведены пояснения относительно особенностей правового режима денежных средств, находящихся на публичном депозитном счете.
В заключение в письме отмечено, что в случаях, когда депонент исполняет обязательство перед бенефициаром посредством передачи на депонирование имущества эскроу-агенту, не являющемуся нотариусом, к отношениям, возникающим в связи с такой передачей, подлежат применению правила гражданского законодательства об эскроу-агенте. Для этого между депонентом, бенефициаром и эскроу-агентом заключается договор эскроу. Срок его действия не может превышать 5 лет, по истечении которых депонированное имущество возвращается эскроу-агентом депоненту. Договор эскроу подлежит обязательному нотариальному удостоверению (за исключением депонирования безналичных денежных средств и (или) бездокументарных ценных бумаг).
https://www.garant.ru/news/1205989/
Комментарии
Список комментариев пуст