Эссе на тему «Будущее высшего образования»


 Эссе на тему «Будущее высшего образования»


Мое эссе на тему «Будущее высшего образования»

Значение слова «образование» как «процесс усвоения знаний, обучение, просвещение» по словарю Ушакова.

Если рассматривать образование в контексте социального прогресса, то благодаря образованию человечество сумело разорвать связь с Природой, в которой объем познания и продолжительность жизни были взаимосвязаны. Именно образование позволило людям целенаправленно передавать свое культурное наследие – накопленные знания, ценности и навыки – от одного поколения к другому. Каким же должно быть образование будущего?

С одной стороны, если постараться заглянуть в 2030 год и поразмышлять о том, что будет представлять собой образование того времени, то приходит мысль, что это не такое уж отдаленное будущее - сегодняшний день и 2030 год разделяют всего 13 лет! Хочется верить, что сегодняшние мальчишки и девчонки - это будут личности, умеющие объяснять сущность и причины явлений действительности, применяя необходимые научные знания, умеющие ориентироваться в проблемах экономики, политики, межкультурного воздействия, способные решать проблему выбора профессии, успешно реализовывать различные социальные роли. Они действительно станут самостоятельными, образованными, ответственными людьми, постоянно раздвигающими свои границы, расширяющими свои возможности.

С другой стороны, если вести речь о действительно отдаленном будущем, то нужно согласиться, что знания устаревают быстрее, чем их успевают передать. И тогда, признавая это, целью образования должно стать само образование, которое приобретет характер ведущего фактора социальной эволюции человека. Идеалом образованного человека в будущем станет не человек, владеющий определенными знаниями в своей сфере, умеющий их применять в определенных обстоятельствах, а человек бесконечно самообразовывающийся, для которого цель образования сведется к самому образованию, подобно тому, как «смысл жизни» сводится к формуле «жизнь для жизни».

В настоящее время, в период масштабных и глобальных преобразований отечественной системы образования, собранных в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., значительный интерес среди представителей научной академической общественности вызывают прогнозы и развития системы высшего образования. Очевидным является, что изменением подвергнутся сами вузы, образовательный процесс, образовательная программа, система взаимоотношений студентов и преподавателей.

В последние годы в Росси реализован ряд интересных форсайт-проектов, в которых прямо или косвенно затрагиваются вопросы изменения институтов высшего образования. Среди них дорожная карта будущего «Образование -2030», разработанная группой Метавер (Д.Песков и др.), исследования будущего образования в России, проводимые экспертами Сибирского Федерального университета и Центра стратегических исследований и разработок (Ефимов В.С., Лаптева А.В. и др.), форсайт «Компетенции –2030» Московской школы управления «Сколково» (Лукша П.). В проектах представлены описания изменений, которые будут определяться внешними воздействиями по отношению к стране и обществу.

К 2025 году эксперты прогнозирую устаревание такого формата как «диплом об окончании учебного заведения». Эксперты исследования «Образование -2030», проводимого агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с Российским управленческим сообществом (РУС), Российской венчурной компанией (РВК) и Высшей школой экономики (НИУ ВШЭ), прогнозируют в ближайшие годы отказ от формата единого государственного экзамена в ведущих европейских странах и появление полноценных возможностей для «внесистемного образования». Человек сможет приобрести нужные знания, навыки и компетенции, не заходя в образовательную систему.

В числе основных тенденций, определяющих перспективные направления развития высшего образования в России, выделяют следующие.

Глобализация образования и экспансия зарубежных образовательных франшиз. В Россию придут «университеты для миллиарда» (такие как Coursera, EdX и др.), предоставляющие русскоязычные курсы, которые по качеству и эффективности педагогики превзойдут национальные университеты. Сегодня русскоязычные студенты составляют вторую по численности аудиторию Coursera.
Поляризация вузовского образования на элитное (офф-лайн) и массовое (онлайн). Наблюдается тренд на повышение ценности персональной передачи знаний. На фоне огромного количества многопользовательских онлайн курсов, предлагаемых бесплатно или достаточно дешево («образовательный фаст-фуд»), все большую ценность будет приобретать «живое» офф-лайн образование, которое станет привилегией небольшого количества людей.
Прозрачность вузовской системы. Будут появляться новые форматы, направленных на обеспечение прозрачности результатов и процессов в системе высшего образования. Фиксация всех работ и экзаменов в электронном виде, а также создания профиля компетенций вместо трудовой книжки.
Повышение значимости дополнительного образования, которое трансформируется в сферу непрерывного образования в течение всей жизни и будет более значимым чем высшее. Курсы и программы дополнительного образования и повышение квалификации, должны стать более короткими, но более интенсивными.
Кластеризация вузов, бизнеса и профессиональных сообществ. В ближайшее время в России усилится роль вузов исследовательского и предпринимательского типа, формирующих вокруг себя мульти кластеры различных образовательных форматов, работодателей и сообществ. Необходимо, чтобы высшее образование, соответствовало потребностям общества и бизнеса.
Геймификация в образовании. Происходит массовое включение игр и стимуляторов в учебные процессы. Данный тренд также подкрепляется внедрением геймификации во многие технологические процессы в бизнесе. Игра начинает рассматривается как норма жизни, как стандарт деятельности.

С точки зрения будущего, смена перспективы развития общества, индустриальная уступает место перспективе становления «когнитивного общества», заставляет переосмыслить роль образования и значимость разных форматов высшего образования.

По мнению экспертов, на смену освоения специальностей придёт междисциплинарное образование, формирующее способность не столько применять полученные знания, сколько создавать новые знания путем мышления и коммуникации и действовать в соответствии с ними. На смену требованиям квалификации придут требования компетентности как способности принимать верные решения в динамичных процессах, организовать работу других или свою работу с другими участниками деятельности. Стандартные образовательные программы станут подчиненными элементами индивидуальной образовательной траектории.

Ученые констатируют изменение ценностей молодого поколения россиян, для которых важными становятся активные действия, яркая индивидуальность, популярность и пр. Вследствие этого растут масштабы «инвестиций в себя», в наращивание собственного человеческого капитала через расширение собственных компетенций, а именно в соцсетях, связи, статус.

Частным случаем высшего образования станет, освоение специальности как пакета специальных знаний и способов деятельности и будет актуальным для людей, чья трудовая деятельность будет связана с классическими профессиями (инженер, врач, юрист, военный и т.п.). Общим случаем высшего образование будет формирование индивидуального пакета компетенций на мульти- и мета дисциплинарной основе, включающее современную картину мира (ее естественно-научные и гуманитарные компоненты), интеллектуальные функции человека – мышление, коммуникацию, выстраивание действий (планирование-реализация), рефлексия.

Способность продуцировать знания потребуется не только для тех, кто продолжит академическую карьеру и станет профессиональным исследователем, она станет необходимой для каждого, кто включится в современные форматы деятельности.

Результаты, полученные в ходе форсайт-исследований, проведенных в России исследований будущего отечественной системы высшего образования представляют неизменный интерес для вузов, позволяя им уже сегодня прогнозировать картину своего перспективного развития и определять стратегии на ближайшие годы.

Я понимаю, что образование отдаленного будущего не оторвано от сегодняшнего дня. Оно зависит от нас самих. А это значит, что мы, уже сегодня должны стать: яркими личностями, целеустремленными, ясно осознающими свои цели и пути их достижения.

Комментарии

Список комментариев пуст


 
^ Наверх