Эссе на тему «Будущее высшего образования»


Мое эссе на тему «Будущее высшего образования»

Значение слова «образование» как «процесс усвоения знаний, обучение, просвещение» по словарю Ушакова.

Если рассматривать образование в контексте социального прогресса, то благодаря образованию человечество сумело разорвать связь с Природой, в которой объем познания и продолжительность жизни были взаимосвязаны. Именно образование позволило людям целенаправленно передавать свое культурное наследие – накопленные знания, ценности и навыки – от одного поколения к другому. Каким же должно быть образование будущего?

С одной стороны, если постараться заглянуть в 2030 год и поразмышлять о том, что будет представлять собой образование того времени, то приходит мысль, что это не такое уж отдаленное будущее - сегодняшний день и 2030 год разделяют всего 13 лет! Хочется верить, что сегодняшние мальчишки и девчонки - это будут личности, умеющие объяснять сущность и причины явлений действительности, применяя необходимые научные знания, умеющие ориентироваться в проблемах экономики, политики, межкультурного воздействия, способные решать проблему выбора профессии, успешно реализовывать различные социальные роли. Они действительно станут самостоятельными, образованными, ответственными людьми, постоянно раздвигающими свои границы, расширяющими свои возможности.

С другой стороны, если вести речь о действительно отдаленном будущем, то нужно согласиться, что знания устаревают быстрее, чем их успевают передать. И тогда, признавая это, целью образования должно стать само образование, которое приобретет характер ведущего фактора социальной эволюции человека. Идеалом образованного человека в будущем станет не человек, владеющий определенными знаниями в своей сфере, умеющий их применять в определенных обстоятельствах, а человек бесконечно самообразовывающийся, для которого цель образования сведется к самому образованию, подобно тому, как «смысл жизни» сводится к формуле «жизнь для жизни».

В настоящее время, в период масштабных и глобальных преобразований отечественной системы образования, собранных в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., значительный интерес среди представителей научной академической общественности вызывают прогнозы и развития системы высшего образования. Очевидным является, что изменением подвергнутся сами вузы, образовательный процесс, образовательная программа, система взаимоотношений студентов и преподавателей.

В последние годы в Росси реализован ряд интересных форсайт-проектов, в которых прямо или косвенно затрагиваются вопросы изменения институтов высшего образования. Среди них дорожная карта будущего «Образование -2030», разработанная группой Метавер (Д.Песков и др.), исследования будущего образования в России, проводимые экспертами Сибирского Федерального университета и Центра стратегических исследований и разработок (Ефимов В.С., Лаптева А.В. и др.), форсайт «Компетенции –2030» Московской школы управления «Сколково» (Лукша П.). В проектах представлены описания изменений, которые будут определяться внешними воздействиями по отношению к стране и обществу.

К 2025 году эксперты прогнозирую устаревание такого формата как «диплом об окончании учебного заведения». Эксперты исследования «Образование -2030», проводимого агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с Российским управленческим сообществом (РУС), Российской венчурной компанией (РВК) и Высшей школой экономики (НИУ ВШЭ), прогнозируют в ближайшие годы отказ от формата единого государственного экзамена в ведущих европейских странах и появление полноценных возможностей для «внесистемного образования». Человек сможет приобрести нужные знания, навыки и компетенции, не заходя в образовательную систему.

В числе основных тенденций, определяющих перспективные направления развития высшего образования в России, выделяют следующие.

Глобализация образования и экспансия зарубежных образовательных франшиз. В Россию придут «университеты для миллиарда» (такие как Coursera, EdX и др.), предоставляющие русскоязычные курсы, которые по качеству и эффективности педагогики превзойдут национальные университеты. Сегодня русскоязычные студенты составляют вторую по численности аудиторию Coursera.
Поляризация вузовского образования на элитное (офф-лайн) и массовое (онлайн). Наблюдается тренд на повышение ценности персональной передачи знаний. На фоне огромного количества многопользовательских онлайн курсов, предлагаемых бесплатно или достаточно дешево («образовательный фаст-фуд»), все большую ценность будет приобретать «живое» офф-лайн образование, которое станет привилегией небольшого количества людей.
Прозрачность вузовской системы. Будут появляться новые форматы, направленных на обеспечение прозрачности результатов и процессов в системе высшего образования. Фиксация всех работ и экзаменов в электронном виде, а также создания профиля компетенций вместо трудовой книжки.
Повышение значимости дополнительного образования, которое трансформируется в сферу непрерывного образования в течение всей жизни и будет более значимым чем высшее. Курсы и программы дополнительного образования и повышение квалификации, должны стать более короткими, но более интенсивными.
Кластеризация вузов, бизнеса и профессиональных сообществ. В ближайшее время в России усилится роль вузов исследовательского и предпринимательского типа, формирующих вокруг себя мульти кластеры различных образовательных форматов, работодателей и сообществ. Необходимо, чтобы высшее образование, соответствовало потребностям общества и бизнеса.
Геймификация в образовании. Происходит массовое включение игр и стимуляторов в учебные процессы. Данный тренд также подкрепляется внедрением геймификации во многие технологические процессы в бизнесе. Игра начинает рассматривается как норма жизни, как стандарт деятельности.

С точки зрения будущего, смена перспективы развития общества, индустриальная уступает место перспективе становления «когнитивного общества», заставляет переосмыслить роль образования и значимость разных форматов высшего образования.

По мнению экспертов, на смену освоения специальностей придёт междисциплинарное образование, формирующее способность не столько применять полученные знания, сколько создавать новые знания путем мышления и коммуникации и действовать в соответствии с ними. На смену требованиям квалификации придут требования компетентности как способности принимать верные решения в динамичных процессах, организовать работу других или свою работу с другими участниками деятельности. Стандартные образовательные программы станут подчиненными элементами индивидуальной образовательной траектории.

Ученые констатируют изменение ценностей молодого поколения россиян, для которых важными становятся активные действия, яркая индивидуальность, популярность и пр. Вследствие этого растут масштабы «инвестиций в себя», в наращивание собственного человеческого капитала через расширение собственных компетенций, а именно в соцсетях, связи, статус.

Частным случаем высшего образования станет, освоение специальности как пакета специальных знаний и способов деятельности и будет актуальным для людей, чья трудовая деятельность будет связана с классическими профессиями (инженер, врач, юрист, военный и т.п.). Общим случаем высшего образование будет формирование индивидуального пакета компетенций на мульти- и мета дисциплинарной основе, включающее современную картину мира (ее естественно-научные и гуманитарные компоненты), интеллектуальные функции человека – мышление, коммуникацию, выстраивание действий (планирование-реализация), рефлексия.

Способность продуцировать знания потребуется не только для тех, кто продолжит академическую карьеру и станет профессиональным исследователем, она станет необходимой для каждого, кто включится в современные форматы деятельности.

Результаты, полученные в ходе форсайт-исследований, проведенных в России исследований будущего отечественной системы высшего образования представляют неизменный интерес для вузов, позволяя им уже сегодня прогнозировать картину своего перспективного развития и определять стратегии на ближайшие годы.

Я понимаю, что образование отдаленного будущего не оторвано от сегодняшнего дня. Оно зависит от нас самих. А это значит, что мы, уже сегодня должны стать: яркими личностями, целеустремленными, ясно осознающими свои цели и пути их достижения.

Комментарии

Список комментариев пуст


 
^ Наверх