Только труд по душе способствует успешному воспитанию


Сорок сорока рублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив. 

Эта цитата одна из самых запоминающихся, на мой скромный взгляд, вошедшая в книгу — собрание сочинений из 7 томов. Автором этой книги является — один из самых выдающихся советских педагогов XX века. Это сейчас его система так популярна в Европе, в азиатскихстранах, но не актуальна в России. Это сейчас и сегодня мы можем всё — осознанно забыть, стереть, не принимать… 

PS Вспомните, когда вы в последний раз слышали упоминание имени Макаренко? В связис какой-нибудь серьёзной статьёй на тему о воспитании подрастающего поколения?В какой-либо публичной дискуссии о вопросах образования? Сомневаюсь. Скорее всегов обычном разговоре в ироническом контексте: мол, тоже мне, Макаренко нашёлся… 

1988 год специальным решением ЮНЕСКО был объявлен годом Макаренко в связи с его 100-летним юбилеем. Тогда же были названы имена четырёх великих учителей, определивших способ педагогического мышления XX века – это А.С. Макаренко, Д. Дьюи, М. Монтессори иГ. Кершенштейнер. 

Произведения Макаренко были переведены почти на все языки народов мира, а его главный труд – «Педагогическую поэму» (1935) – сравнивают с лучшими романами воспитанияЖ.Ж. Руссо, И. Гёте, Л.Н. Толстого. Она также названа одной из десяти самых значительных книг по воспитанию XX века. Это ли не свидетельство международного уважения и признаниязаслуг? 

А в России десять лет назад к 115-ой годовщине Макаренко было выпущено 10 000экземпляров первого полного издания «Педагогической поэмы». Вы скажете, что за странныйтираж для многомиллионной читающей страны? Однако издатели до сих пор ломают голову, как реализовать «непродаваемую» книгу. 

Несовременно? Неактульно? Наверное, не осталось в педагогике нерешённых проблем, благовоспитанные девочки и мальчики послушно ходят в школу, а детская преступностьна нуле? 

Почти сто лет назад, оканчивая Полтавский учительский институт, Макаренко писал дипломна тему «Кризис современной педагогики». Кто возьмёт на себя смелость утверждать, что сейчас ситуация в корне изменилась? 

Он был странным человеком, этот Макаренко. Проработав два года в нормальной школе, тихий, скромный учитель истории бросает всё и идёт работать директором колонии для несовершеннолетних преступников недалеко от Полтавы. Он руководил ею с 1920 до1928 года и постигал педагогику перевоспитания в боевых условиях, как солдат на поле боя. 

Что двигало этим человеком? Ведь было очевидно, что своим решительным поступкомон ставит крест на спокойной размеренной жизни. Может быть, та самая активная жизненная позиция, о которой стало немодно говорить в последнее время? 

В начале 20-х в России, пережившей революцию и гражданскую войну, насчитывалось более7 миллионов беспризорных детей. 

Они представляли собой огромную социальную беду и опасность. В борьбу с детскойпреступностью и беспризорностью огромный теоретический и практический вклад внёсА.С. Макаренко. 

Изобретённая им система перевоспитания полезным производительным трудом в коллективепревращала сборище малолетних преступников в дружную сплочённую команду. В колониине было охраны, заборов, карцера. Самым суровым наказанием был бойкот, к которомуприбегали крайне редко. Когда под конвоем доставляли очередного беспризорника, он бралребёнка и категорически отказывался принимать его личное дело. Это известныймакаренковский принцип авансирования хорошего в человеке! «Мы не хотим знать о тебеплохого. Начинается новая жизнь!» 

В эти цифры трудно поверить, но факт – вещь упрямая. Через руки Макаренко прошло более3000 беспризорников, и ни один не вернулся на преступный путь, все нашли свою дорогув жизни, стали людьми. 

Таких результатов не удавалось добиться ни одному исправительному учреждению в мире.Не зря его называют не только теоретиком, но и практиком массового и быстрогоперевоспитания. 

Макаренко был уверен, что только труд по душе, а не пошив рукавиц и клейка коробочек способствует успешному перевоспитанию. 

С 1928 до 1936 года он руководит трудовой коммуной им. Дзержинского и с нуля строит два завода по производству электромеханики и фотоаппаратов ФЭД, т.е. хайтека своего времени.Дети смогли освоить сложные технологии, успешно работали и выдавали продукцию, пользующуюся огромным спросом. Смело, не правда ли? Попробуйте представить себе колонию для малолетних преступников, которая производит антивирусные программы или компьютерные приставки! 

Он был удивительным человеком, этот Макаренко. Вчистую освобождённый от воинскойслужбы по причине слабого здоровья – врождённый порок сердца, ужасная близорукостьи ещё целый «букет» болезней – любил военную форму, дисциплину, армейский порядок. 

Имея совершенно непрезентабельную внешность – круглые очки с толстыми стёклами, большой нос, тихий хриплый голос – пользовался успехом у красивых женщин. Его, немногословного и медлительного, обожали воспитанники и так ревниво к нему относились, что он решил не жениться, чтобы их не травмировать. Кстати, так и сделал: только оставив педагогическую работу, он расписался со своей гражданской женой. 

Любил детей, но к несчастью не имел своих, однако воспитал двоих приёмных. Девочка, дочь родного брата, белогвардейца, успевшего эмигрировать во Францию, стала впоследствии матерью известной актрисы Екатерины Васильевой. А с любимым братом он поддерживалотношения до 1937 года, пока жена, измученная постоянным страхом ареста, не потребовалапрекратить переписку. 

Он умер от разрыва сердца в возрасте 51 года, и это был тяжёлый удар для мировой педагогики. Систему Макаренко изучают и ценят во всём мире. 

Так, в Японии его работы переиздаются массовыми тиражами и считаются обязательной литературой для руководителей предприятий. Практически все фирмы строятся по лекалам трудовых колоний Макаренко. 

А вот в Россию, на родину, его система возвращается в виде зарубежных методик «мозгового штурма», «умения работать в команде», «тим-билдинга», «повышения мотивации сотрудника». Всё это усердно изучается на всевозможных тренингах и семинарах, притомза немалые деньги. А может, проще вернуться к первоисточникам? 

По поводу украинских спекуляций на его национальности. Кто читал Педагогическую поэму,у того вопросов нет — там позиция самого Макаренко относительно «самостийных» четкаи двусмысленно нетолкуема. Сохранились и письма самого А.С. Макаренко с упоминанием по данному вопросу. Так, в письме А.М. Горькому из Харькова от 5 октября 1932 г. АнтонСемёнович пишет: «Дорогой Алексей Максимович… мне надоела Украина, ибо я всегда был просто русским человеком, а Москву люблю.» 

Национальность Макаренко не была тайной и для его современников. Так, в прощальномслове от Союза советских писателей БССР прямо сказано: 

«Союз советских писателей БССР выражает своё глубокое соболезнование по поводу безвременной смерти талантливого русского писателя, орденоносца Антона Семёновича Макаренко, автора выдающихся произведений, широко известных белорусскому читателю. Правление Союза Советских писателей БССР» 

Брат А.С. Макаренко — Виталий Семёнович в своей книге «Мой брат Антон Семёнович» пишет: «… несмотря на своё украинское происхождение Антон был 100% русским» 

ЦИТАТЫ МАКАРЕНКО 

• «Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он былсчастливым, можно». 

• «Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, нои преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическимпоследствиям». 

• «Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома». 

• «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике,а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, ав педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?» 

• «Отказаться от риска — значит отказаться от творчества». 

• «Моя работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорнымидетьми. Во-первых, в качестве рабочей гипотезы я с первых дней своей работыс беспризорными установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорнымупотреблять не нужно». 

• «Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство». 

• «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости,вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойноне оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачамии провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничегоне заслужите, кроме презрения…» 

• «С вершин „олимпийских“ кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты… „Олимпийцы“ презирают технику. Благодаря их владычеству давно захирела в наших педвузах педагогически техническая мысль, в особенности в делесобственного воспитания. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому воспитательское дело есть дело кустарное, аиз кустарных производств — самое отсталое». 

• «Книги — это переплетённые люди». 

• «Культура любовного переживания невозможна без тормозов, организованных в детстве» 

Игорь Цесельский

http://sofya1444.livejournal.com/3795703.html

Комментарии

Список комментариев пуст


 
^ Наверх